Стихи Будь мужчиной Коста Хетагуров

Коста Хетагуров – поэт и гражданин

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (955,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебные задачи:

  • познакомить с жизнью и творчеством К.Л.Хетагурова;
  • ввести в круг чтения третьеклассников произведения К.Л.Хетагурова;
  • познакомить со стихотворением К.Л. Хетагурова «Будь мужчиной»;
  • учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
  • прививать любовь к произведениям К.Л. Хетагурова.

Учебные умения:

  • правильно называть произведение и книгу;
  • называть имя, отчество и фамилию поэта;
  • отрабатывать различные способы чтения;
  • читать выразительно подготовленные тексты стихов.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, экран, совр. издание книги «Ирон фандыр».

Авторский мультимедийный продукт: презентация PowerPoint – 14 слайдов.

I. Организационный момент. Вступительная беседа

Учитель. Сегодня наш урок посвящён выдающемуся поэту, просветителю, художнику и патриоту, чьё имя уже на протяжении полутора веков составляет важную часть не только осетинской национальной, но и российской отечественной культуры.

Учитель. Вы наверно догадались, о ком идёт речь? Мы поговорим о творчестве К.Л. Хетагурова.

1слайд. Портрет К.Л. Хетагурова.

Звучит музыка «Рагон хонга» обр. И.Мистуловой

«Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда – нибудь к свободе проложить».

Учитель. Эти поэтические строки Коста Хетагурова стали девизом короткой и вместе с тем яркой, пламенной жизни художника слова, творца.

Учитель. Что вы знаете о Коста Левановиче Хетагурове? (Дети делятся своими знаниями о К.Л. Хетагурове)

II. Работа по теме урока

1. Биография К. Л.Хетагурова

2 слайд. Селение Нар. Отец и мать.

Учитель. 15 октября 1859 года в горном селении Нар, Северной Осетии, в семье горца – осетина Льва Елизаровича. Тяжёлое и безрадостное детство было у Коста. Он рано осиротел, его мать Мария Гавриловна Губаева умерла после рождения Коста. Рано он узнал нужду и горе.

Учитель. Учился Коста сначала в сельской школе.

3 слайд. Ставропольская мужская гимназия.

Учитель. Потом в Ставропольская мужской гимназии. Десять лет учился Коста в этой гимназии.

4 слайд. Портрет Левана Елизаровича Хетагурова.

Учитель. В это время отец Коста Леван Елизарович служил в русской армии и на склоне лет вышел в отставку в чине подпоручика. Он рассчитывал, что его сын Коста пойдёт по его стопам и станет военным, но Коста осенью 1881 года уезжает и поступает в Петербургскую академию художеств.

5 слайд. Петербургская академия художеств.

Учитель. Долго отец не понимал, зачем Коста поступил в академию художеств и постоянно с горечью спрашивал «Кем ты будешь, кем лапу…?»

Учитель. Для самого Коста его занятия живописью были страстью, его дарованием. Но закончить академию Коста не удалось, так как не хватило денег на оплату обучения, а отец к тому времени состарился и помочь сыну не мог.

Учитель. Сейчас трудно рассуждать на тему, как сложилась бы судьба Коста – живописца, если бы образование его было завершено.
Сегодня я хочу показать вам одни из знаменитых картин К.Л.Хетагурова.

6 слайд

Звучит «Хонга» муз. Ревазова

2. К.Хетагуров – художник

7 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Ущелье Аман – Ауз»

Учитель. К.Хетагурову пришлось побывать в горах Карачая, в Теберде. На картине изображён ледник Главного Кавказского Хребта Аман – Ауз.
Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном лёгким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами. К.Хетагуров умел передать могущество кавказской природы.

8 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Дети – каменщики»

Учитель. Перед вами картина «Дети – каменщики». Вы видите мальчика – осетина, который на Военно-Грузинской дороге занимается отысканием и продажею хрусталя. Автор передал на полотне тот момент, когда перестаёт разбивать каменную глыбу тяжёлым молотом и протягивает руку с хрусталём путникам, как бы говоря: «Купи!»
Рядом голопузый малыш лет 6-ти, который помогает старшему. Обратите внимание, как они одеты. Изодранная одежда, овечья папаха, войлочная шляпа. На ногах у старшего национальная обувь из сыромятной кожи, а младший вовсе босой.
Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья – всё это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети – горцы с открытыми добрыми лицами.

9 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «За водой»

Учитель. Другая картина «Горянка, идущая за водой».В ней художник изображает тяжёлый труд женщины – горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжёлой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом – сыном, который, того и гляди, сорвётся в пропасть.

Физминутка

– Попробуйте с помощью движений и мимики рассказать о возникших у вас чувствах и мыслях и передайте своё представление об увиденных картинах.

3. К.Хетагуров – поэт

Учитель. Коста долгие годы провёл вдали от родного края и теперь его потянуло на родину. Он возвращается. Он видит тяжёлое и бесправное положение народа. Он переживает.

Учитель. Коста пишет стихи, поэмы, пьесы. Он призывает народ к свободе, отваге как в стихотворении «Походная песня».
Но сегодня я хочу остановится на известной книге стихов «Ирон фандыр». Книга писалась им всю жизнь. Так как печатать (публиковать) стихи было в ту пору в Осетии негде, стихи расходились на листочках, некоторые из них становились народными песнями.

11 слайд. Обложки первой книги «Ирон фандыр».

Учитель. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги. И вот в 1898 году вышло пробное издание, а в 1899 году книга «Ирон фандыр» становится книгой всенародного чтения. В неё входят и стихи для детей и о детях, которые вначале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям».
Стихи писались на осетинском и русском языках.

(Дети читают стихи: «Походная песня» на ос. яз., на русск. яз.; «Синица» на русск. яз.; «Весна» на русск. яз.)

4. Работа над стихотворением К.Л.Хетагурова «Будь мужчиной»

12 слайд. Скульптура М.Томаева «Коста – просветитель».

Учитель. В музее стоит скульптура скульптора М. Томаева «Коста – просветитель». Коста Хетагуров стоит рядом с мальчиком, который держит в руках книгу. Он учит школьника любить Родину, быть сильным, мужественным, искать и найти в жизни свой верный путь!

Учитель. Сегодня мы познакомимся со стихотворением к. Хетагурова «Будь мужчиной».

  • Чтение стихотворения на осетинском языке.
  • Чтение стихотворения на русском языке про себя.
  • Чтение сильными учениками вслух.

Словарная работа.

Чурек – это хлеб, приготовленный из кукурузной муки.

5. Выборочное чтение

– Как называется стихотворение?
– Что значит быть мужчиной, по мнению автора? Зачитайте строчками из стихотворения.(1, 2 четв.)
– К чему призывает К. Хетагуров детей? Зачитайте строчками из стихотворения. (3, 4 четв.)
– Как понимаете эти строчки?
– Что значит найти свой верный путь?
– Что по-вашему «быть мужчиной»?

6. Выразительное чтение стихотворения

III. Итог урока

Учитель. 2009 год – явился годом памяти Коста Левановича Хетагурова, так как ему бы исполнилось 150 лет со дня рождения.
На главных площадях России прошли гала – концерты с участием мастеров искусств Северной Осетии.
В Москве в театре Станиславского прозвучала опера «Коста».
В Санкт-Петербурге и Пятигорске открыты памятники К. Хетагурову.

13 слайд. Музей в селении «Нар»

Учитель. Вы знаете, что у нас в республике ежегодно, в октябре месяце, проводится неделя памяти Коста Хетагурова.
Во Владикавказе, в селении Нар работают музеи. Люди, которые знакомы с творчеством К.Л.Хетагурова, съезжаются, чтобы посетить музеи, почтить память и возложить цветы к
памятникам К.Хетагурова – великого поэта и гражданина.

14 слайд. Памятники К.Хетагурову в г. Владикавказе.

Учитель. Я думаю, что вы полноправно можете сказать «Я знаком с творчеством великого поэта, художника, патриота К.Л.Хетагурова».

Учитель. Чем понравился урок? Что запомнилось? (Дети делятся своими впечатлениями)

Коста Хетагуров – Осетинская лира. Страница 6

Он, быть может, глух?»

– За семью ли за морями

Стог бекасы вьют,

Жвачку ль под семью горами

Все услышит, все расскажет

Если вру – так стань сейчас же

Камнем здесь навек! –

Пораженный тайной властью,

Как пастух сказал,

Великан с раскрытой пастью

Стал бедняк дышать свободней,

Мне барана дал сегодня

Как ничем там поживиться

Мне не довелось, –

Так и вам сто лет трудиться,

Чтобы все сбылось!

Киска, киска, кис!

Где ты, отзовись.

В теплой шубке ходит,

В школе бываю с утра.

Грамотным стать мне пора.

Не трогай чуть свет!

Делу – свой черед.

Детям – мать, уход.

Ржи – о жницах весть.

Хлебу с солью – честь.

Малый грех – прощай,

Сердцу – ласку дай.

Время – врач тоски.

Всем лентяям – кнут.

Шустрым – рыба в пуд.

Ты ранним утром встань,

«О Боже, в эту рань

Тебе вверяю жизнь…»

Пшеничный хлеб хорош, –

Ты б не был позабыт.

Пшеничного не ждешь, –

Будь кукурузным сыт!

Ты сумку приготовь

И в школу поспеши,

К ней прояви любовь,

Старайся от души.

Наставника ты чти,

И честь его и стать.

Работай и расти,

Чтобы мужчиной стать.

Где сестры, где мать?

Читайте также:  4 оригинальных биографий в стихах на юбилей мужчине

И мне бы по небу

Как птице летать!

Ты с песней чудесной

Веселье в ущелье

Приносишь с собой.

Так пой на просторе,

Над скалами рей,

Снег сходит, в природе

Все стало пестрей.

Где север, усеян

Склон грудой камней.

Склон южный весь в дружных

Поймал… Для чего?

Весны ты защита, –

На солнце морковь.

Уж места орехам

Будь счастлив, земляк мой,

Во все свои дни!

На скатах щербатых

Вот сжали, убрали

Мы хлеб наконец;

Стричь будут овец.

О, как ты богата,

В туманах, в буранах

Грозят нашим саклям

Обвалы с вершин.

Как предки, мы гибнем

От грозных лавин.

И к небу взывает

Новый год пришел сегодня.

Пусть он счастье вам приносит!

Пусть в своих благодеяньях

Не оставит вас Христос!

Дети пели хором дружным,

Старики взывали к небу:

«Мы к тебе, о, Боже правый,

К духам гор, долин и рек

Обращаемся с молитвой.

Ты прости грехи нам, Боже!

Пусть все земли наши будут

Хлебом и скотом обильны!»

Вторя старшим, говорили

Младшие: «Аминь, аминь.

Пусть нам благо Бог дарует».

С частью жертвоприношенья

Юный виночерпий чашу

Передал для молодежи.

Турий рог подняв, старейший

Первый тост провозгласил

За Георгия святого.

Нам хозяйка, улыбаясь,

Хлеб, кувшины подносила.

На столах дымилось мясо,

А для пирогов, для сыра

Даже места не хватало.

В каждом роге белой пеной

Через край переливаясь,

Пиво как бы говорило:

«Пей! Тебе я впрок пойду.

Ты и через год захочешь

Пить до дна, живя счастливо!»

«Чашу полную – невестке!» –

Лекси выкрикнул. И вот уж

Чаша у нее в руках.

Лекси встал. Невестка тоже.

За невесткой повставали

Сида, Гук, Адам, Цамел.

И Барсаг, и Габрел встали,

Встал Иуан, и встал Михел.

Поднялись и те, что рядом,

За другим столом сидели.

Все – Симон, Тасо, друзья их –

На невестку поглядели.

Та гостей благодарила

И с поклоном, чуть пригубив,

Чашу возвратила им.

Вновь сказала всем спасибо.

Ей добра, сказав: «Да будет

Радость у тебя на сердце!»

Им ответила невестка:

«Будьте счастливы и вы!»

«За твое, Леван, здоровье, –

Турий рог свой поднял Сида. –

Жизнь твоя да будет долгой,

О Леван! Живи для нас!»

«Да хранит тебя всевышний!»

Гук сказал. Леван ответил:

«Пусть благословеньем Бога

Будешь ты отмечен, Сида!

Гук, дай Бог тебе здоровья!»

Сида рог свой опрокинул –

Выпил все до дна и крикнул:

«Много лет живи, Леван!»

По рукам гостей ходила

Чаша жизни. Песня жизни

Украшала этот пир.

Вечером под праздник

Пять ковриг к обеду

И спешит поджарить.

Муж кричит сердито:

«Пусть не в радость будет

Для тебя работа!

Полночь бьет, а хлебы

Все еще печешь ты».

«Не кричи, – хозяйка

Я сейчас кончаю»…

Спать легли. Но в двери

Дождь хлестал… Вдруг ветер

Дверь открыл – и холод

Все углы заполнил. Муж к жене:

«Иди-ка Дверь закрой, – продрогнем!»

«Сам закрой: мне трудно,

Я едва согрелась».

Муж твердит: «Ну, встань же,

Не ленись!» И слышит:

«Нет уж! Сам ты встанешь:

К двери ты поближе!»

Спинами они друг к другу,

Оба бурками укрылись

С головою – и заснули…

Чья-то черная собака

Забежала в дом открытый.

Потянула носом воздух,

Отыскала вмиг ковриги,

Две из них без передышки

С голодухи проглотила;

На дурной охоте этой

Уплела она и третью,

А четвертую стащила.

Не управилась лишь с пятой,

Лишь ее одну оставив

Мужу и жене на праздник.

Стихотворения, песни и басни, не вошедшие в беловой автограф «Осетинской лиры»

Урок-игра “Коста Хетагуров”
план-конспект занятия (6 класс)

Когда приходит в мир человек, в груди которого жарко горит Прометеев огонь, человек, отмеченный печатью гениальности и при этом – кристально чистый сердцем, совестливый, беспокойный, полный безграничной любви к людям и такого же безграничного, идущего от сердца желания «отдать за них все помыслы и силы», облегчить их тяготы и невзгоды, его собственная жизнь легко и просто не складывается никогда. Горя судьба припасает ему куда больше, чем радости, боли – куда больше, чем безоблачного счастья. Да и сам он от судьбы никаких наград не просит и не ждет. Награда находит такого человека, увы, чаще всего только после смерти – но она по-настоящему высока. Это – благодарная память и любовь народа. А значит – бессмертие…

Таким вошел в пантеон гениев, чьи имена составляют славу и живую, горячую совесть Человечества, и основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров. Поэт, просветитель, гуманист и патриот. Обретший бессмертие в веках сын Осетии, любивший свою родину и народ глубоко, деятельно и страстно, а свою такую до боли короткую жизнь проживший пронзительно чисто и свято…

Итогом изучения творчества великого поэта стал игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok-igra_kosta_hetagurov.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Игра «Коста Хетагуров».

Цели: познакомить учащихся с творчеством поэта, публициста и драматурга, основоположника осетинской художественной литературы; выделить основные направления и темы его творчества; совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово; развивать культуру общения и речи.

Когда приходит в мир человек, в груди которого жарко горит Прометеев огонь, человек, отмеченный печатью гениальности и при этом – кристально чистый сердцем, совестливый, беспокойный, полный безграничной любви к людям и такого же безграничного, идущего от сердца желания «отдать за них все помыслы и силы», облегчить их тяготы и невзгоды, его собственная жизнь легко и просто не складывается никогда. Горя судьба припасает ему куда больше, чем радости, боли – куда больше, чем безоблачного счастья. Да и сам он от судьбы никаких наград не просит и не ждет. Награда находит такого человека, увы, чаще всего только после смерти – но она по-настоящему высока. Это – благодарная память и любовь народа. А значит – бессмертие…

Таким вошел в пантеон гениев, чьи имена составляют славу и живую, горячую совесть Человечества, и основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров. Поэт, просветитель, гуманист и патриот. Обретший бессмертие в веках сын Осетии, любивший свою родину и народ глубоко, деятельно и страстно, а свою такую до боли короткую жизнь проживший пронзительно чисто и свято…

Окончанием нашей темы о Коста станет игра «Что? Где? Когда?»

Дети делятся на две команды: «Орел», «Ястреб».

Каждая команда по очереди выбирает вопрос и отвечает, в случае отсутствия ответа, право ответа переходит к соперникам.

Желаю всем отличной игры и победы.

  1. Отставной поручик русской армии Леван Хетагуров через наместника Кавказа добился разрешения о выделении плодородной земли для постоянного жительства бедной части жителей Алагирского ущелья, и в 1870 году из Северной Осетии 149 семей на арбах отправились в сторону Кубани. 11-летнему Косте открылись ворота его второй родины — высокогорного Карачая. Как называется это село в Карачаево-Черкесии сейчас? Село имени Коста Хетагурова – Лаба
  1. Оно расположено на скалистом выступе, и, когда по утрам рассеивается туман, напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин и теснин. Этот аул окружен белоснежными вершинами и альпийскими лугами, кажется, очарованию природы его нет границ. Здесь сто шестьдесят шесть лет назад явился на свет славный сын осетинского народа Коста Хетагуров. Назовите этот аул. НАР
  1. Эта книга – энциклопедия жизни горца о былом. Каждое произведение – жемчужина, плод раздумий над страданиями народа. Окропленные слезами и кровью, они светятся пламенем разгоравшейся битвы за свободу, исполнены энергии и движения, нарождающейся революционной энергии масс и исторического движения. Назовите эту книгу. «Осетинская лира»
  1. В последний путь Коста провожали осетины, карачаевцы, русские, черкесы, ингуши и представители других национальностей. Плакали женщины, не могли удержать слез и мужчины. Это была утрата всех народов Кавказа. Спустя неделю тело поэта перевезли в Северную Осетию и перезахоронили во Владикавказе. Где находится могила Коста Хетагурова? Пантеон осетинской церкви

И дружеском стане.

К свету, с победною

К правде сверкающей

Прочь! Не мешайте!

  1. В стихотворении « Мать сирот» Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки- вдовы из его родного села Нар. Женщина возится с костром, а вокруг нее – пятеро ее детей, босых, голодных. Мать утешает их, тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет,зная что все они погибнут..Потрясает конец стихотворения: « Детям говорила: « Вот бобы вскипят!» А сама варила……. Что она варила в котелке? А сама варила камни для ребят»
  1. А самой любимой его картиной была с изображением детей. На детях лохмотья, нищенская одежда: Это говорит о том, что дети из бедных семей, дети у которых трудная жизнь. Своей картиной выразил протест против непосильного детского труда. Потому, что больше всего на свете Коста любил детей, боготворил их и очень за них переживал. Назовите эту картину. «Дети-каменщики»
  2. В картине «За водой» Коста изобразил молодую горянку, спускающуюся за водой. В подол матери крепко вцепился маленький босоногий карапуз с большими оттопыренными ушами, который смотрит прямо на нас. Как вы думаете, кого Коста изобразил в образе молодой горянки? Некоторые исследователи творчества Коста, считают, что в образе молодой горянки Коста изобразил свою мать, как он ее представлял.
  1. В 1899 году книга «Ирон фандыр» становится книгой всенародного чтения. В нее входят и стихи для детей и о детях, которые вначале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям». Стихи писались на осетинском и русском языках. Назовите детские стихи, вошедшие в сборник! «Петушок», «Киска», «Шалун», «Будь мужчиной», «Школьник», «Ласточка» и др.
  1. Отец Коста Леван Елизбарович Хетагуров понимал значение просвещения и старался дать сыну хорошее образование. Назовите по порядку где учился великий поэт.
  1. Первое серьезное чувство проснется у Коста в возрасте двадцати семи лет.

Примерно в декабре 1885 – январе 1886 гг. Коста, не окончив учёбу,

вернулся в отцовский дом в с. Лаба. А в конце лета – начале осени того же

года он приехал во Владикавказ, где стал потихоньку осваиваться. Своего жилья у него не было, он вынужден был жить в разных местах: у родственников, знакомых, порой- на квартире, зарабатывая на жизнь живописью. В этот период он проводил свободное время на бульваре. Там он впервые увидел Анну Попову. Она привлекла его своей особенной внешностью, одухотворенной красотой и обаянием. Девушка завладела сердцем Коста, который совершено потерял покой. Скажите, что сейчас находится на том месте, на бульваре, ныне это проспект Мира, где Коста сидел в надежде встретить прогуливающуюся по бульвару Анну Попову? Памятник.

  1. Фото-вопрос. Назовите место, где мы можем увидеть этот памятник Коста Хетагурову . Осетинской театр
  1. К. Л. Хетагуров был не только замечательным поэтом, но и прекрасным художником. Его кисти принадлежат 18 работ. С каким великим художником сравнил писатель А.Фадеев нашего Коста? Леонардо да Винчи
  1. Рассказать стихотворение Коста Левановича Хетагурова

Открытое занятие «Коста Хетагуров детям»

Надежда Хадарцева
Открытое занятие «Коста Хетагуров детям»

1. Расширить представления детей о поэте, художнике, прозаике К. Л. Хетагурове.

2. Прививать любовь к творчеству К. Л. Хетагурова.

3. Воспитывать уважение к нему.

1. Портрет К. Л. Хетагурова

2. Выставка репродукций картин Коста Хетагурова.

3. Экран с презентацией о Коста Хетагурове.

4. Элементы одежды: осетинский народный костюм;

Костюмы зверей и птиц (лисы, ворона, волка, журавля)

1. Слова ведущих (Хадарцевой Н. А. и Дзгоевой Ф. Т.)

2. Стихи о Коста Хетагурове (Гдиаты Цомахъ)

3. Песня «Нхи Къоста»

4. Инсценировка: «Биргъ ма хърихъхъупп»

«Халон м руваш» (автор Коста Хетагуров)

5. Стихи Коста Хетагурова (гино, лгау, скъолайы лппу, фыдуаг)

6. Игра «Джигитовка» (Бхты дугъ)

7. Стихи Коста Хетагурова (Уасг, дзывылдар, зрватыкк)

8. Песня6 «В детстве ходил в пастухах»(народная песня)

9. Шуточный танец «Чепена»

10. Танец: «Птичка и дети»

11. Стихи Коста на русском языке (киска гино, ласточка, осень, синица)

12. Песня: «О тебе поём Коста» (Ольга Тотрова)

14. Песня: «Владикавказ» (Хабаева Римма)

15. Осетинский массовый танец: «Симд»

На сцене портрет К. Л. Хетагурова с датой рождения.

На фоне мелодии идёт рассказ ведущих, который сопровождается слайдами о Наре.

Высокогорное селение Нар…

Оно расположено на скалистом выступе. Когда по утрам рассеивается туман, селение напоминает корабль посреди вековых нагромождений, хребтов, горных расщелин и теснин. Нар окружён белоснежными вершинами и альпийскими лугами. Очарованию природы его нет границ. Здесь сто пятьдесят пять лет назад явился на свет славный сын осетинского народа Коста Хетагуров.

Рано потеряв мать, он не знал детства, рос без родительской ласки. Нужда и лишения сопутствовали ему всю жизнь. Сложившись как мастер слова и кисти, Коста встал на защиту интересов обездоленных горцев, проповедуя свободу, братство и равенство народов.

Он не мог не родиться и не внести с собой в жизнь золотые россыпи мудрых слов. Горцы потеряли бы дар речи, не будь стоголосой «Осетинской лиры». Без неё пастушья свирель сиротливо умолкла бы. В саклю бедняка никогда не заглянуло бы жаркое солнце. Буря замела бы путника дороги нашего скитальца без поводыря.

Этот изумительный человек был добрым и щедрым. В песню надо вложить сердце, чтобы стала крылатой, и тот не пожалел своего сердца «Страдать за других невозможно, если ты сам не изведал страданья»-говорил Коста.

Стихотворение «Завещание» на русском и осетинском языках.

Необычайно разнообразно творческое наследие Коста Хетагурова – неустрашимого рыцаря свободы, который не уставал радовать революционное переустройство мира.

«…Коста Хетагуров является, своего рода, Леонардо да Винчи осетинского народа, -писал Александр Фадеев.

– Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и общественным деятелем…

Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния. Творчество его было глубоко национальным …»

1. ребёнок. Сегодня день торжественный и яркий.

Как щедро солнце дарит людям свет.

Принарядились рощи, скверы, парки,

Ведь в этот день родился наш поэт.

2 ребёнок. Великий сын кавказского народа,

Уж минуло тебе 150 лет

Но образ не стёрли дни и годы

В Осетии все помнят твой завет.

3 ребёнок. з дзыллайы къадтр куы дарин,

Куы быфидин искуы м хс,

Уд афт нкъардй н зарин,

Н хъуысид м куын хълс.

4 ребёнок. Но если б народу родному,

Мне долг оплатить удалось.

Тогда б я запел по-другому,

Запел бы без боли, без слёз.

5 ребёнок. Кмдр д сидзргс куы

Н айсфти й хъыг.

Фыдохау зрдйыл цуы,

Й судзг цсты сыг.

6 ребёнок Когда-то пел Коста об осетинах,

Он бедным называл родной народ.

Он не узнал бы горы и долины,

Где Родина счастливая живёт.

7 ребёнок Сегодня день торжественный и яркий,

Как щедро солнце дарит людям свет.

Принарядились рощи, скверы, парки.

Знай! В этот день родился наш поэт.

«Осетинская лира» – энциклопедия жизни горца о былом.

Каждое произведение –жемчужина, плод раздумий над страданиями народа. Окроплённые слезами и кровью, они светятся пламенем разгоравшейся битвы за свободу, исполнены нарождающейся энергией движения революционных масс.

Не верь, что я забыл родные наши горы,

Густой, безоблачный, глубокий небосвод.

Твои задумчиво-мечтательные взоры

И бедный наш аул, и бедный наш народ!

Имя Коста- поэта, так называемого, «маленького» осетинского народа – войдёт в ряд самых высоких имён человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице многоцветной культуры России будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником как КАСТА ХЕТАГУРОВ.

3 Песня «Нхи Къоста»

4 Инсценировка: «Биргъ м хърихъхъупп»

5 Стихи: Гино, лгау, скъолайы лппу, фыдуаг …

1 Ведущий: Коста создатель осетинской национальной художественной литературы. Он стал одним из главных её героев. Образ нашего, всеми любимого поэта и поныне привлекает внимание,буквально,всех последующих осетинских писателей, художников, поэтов!

6 Песня: «В детстве ходил в пастухах»

7 Игра «Джигитовка»(бхты дугъ)

8 Стихи Коста Хетагурова (дзывылдар, зрватыкк, фззг, ныстауан)

9 Шуточный танец «Чепена»

10 Танец: «Цъиу м сывллтт»

11 Стихи Коста на русском языке (киска, гино, ласточка, осень, синица будь мужчиной)

12 Песня: «О тебе поём Коста»

1. М райгуырн бст

М рссугъд Ирыстон.

Дуй мын зынаргъдр

Км црын, км хрын,

Рссугъд д Ирыстон,

Д цъитиджын ххтй.

Д диссаджы кмттй!

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Завершить наш сегодняшний вечер, посвящённый дню рождения Коста Хетагурова, хотелось бы словами нашего знаменитого земляка Васо Абаева: «Англичане говорят: у нас есть Шекспир, немцы говорят: у нас есть Гёте, русские говорят: у нас есть Пушкин, а мы, осетины, говорим: у нас есть Коста…МАХАН ТА ИС НХИ КЪОСТА!

15 Осетинский массовый танец: «СИМД»

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Спички детям не игрушки» Открытое мероприятие. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативного развития.

Интегрированное занятие «Детям об олимпиаде» Программное содержание: 1. Познакомить с доступными сведениями из истории Олимпийских игр. 2. Формировать представление детей о значении двигательной.

Конспект открытого тематического занятия «Коста Леванович Хетагуров-поэт, художник, писатель» Конспект открытого тематического занятия Тема: «Коста Леванович Хетагуров – поэт, художник, писатель». для детей старшего дошкольного.

Открытое родительское собрание «Зачем детям нужна мама» МБДОУ № 19 г. Кызыла Открытое родительское собрание на тему : «Зачем детям нужна мама» Воспитатель: Иргит Е. Х. Ход собрания 1. Вступление.

Открытое занятие с использованием дидактических игр в первой младшей группе «Домашние животные» Занятие в первой младшей группе с использованием дидактических игр Домашние животныеЦель: -знакомить детей с домашними животными. Задачи:.

Открытое занятие «Я — Человек» Цели: Формирование представления детей о строении тела. Задачи: 1. Уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, о различных.

Открытое занятие «Осенний бал» Конспект комплексного открытого занятия «Осенний бал» Программное содержание: 1. Способствовать поэтическому восприятию детьми окружающего.

Открытое занятие по математике «Сюрприз от Чиполлино» Программное содержание: -Закреплять знания детей о цвете, форме, величине, количестве предметов; -Развивать умение.

Открытое занятие «Собираемся на праздник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Горскинский детский сад комбинированного вида «Радуга» Открытое занятие.

Занятие по познавательному развитию. Чтение детям русской народной потешки «Птички» Тема: Чтение детям русской народной потешки «Птички» Программное содержание: Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание.

Тема урока: Коста Хетагуров. «Охота на туров»

Тема урока: Коста Хетагуров. «Охота на туров».

Цель: познакомить с представителем осетинской литературы, который проповедовал

идеи освобождения народа; выделить основные направления его творчества;

провести анализ произведения, выявить проблематику повести;

формировать навыки характеристики героев; воспитывать уважение к

семейным традициям, традициям, обычаям разных народов.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор.

Авторский мультимедийный продукт: презентация Power Point – 21 слайд.

2.Сообщение темы, цели урока.

-Сегодня мы обсудим произведения Косты Хетагурова, с которыми вы должны были познакомиться дома; сравним традиции, обычаи осетинского, чувашского, русского народов.

3.Основные этапы судьбы и творчества Хетагурова.

-После просмотра презентации вы должны будете отметить сведения, отражённые в повести «Охота на туров»

1) Коста (Константин Леванович) Хетагуров (1859—1906) писал и на русском, и на осетинском языках. Мир его детства — мир Северной Осетии, где Коста родился 15 октября 1859 г. в горном ауле Нар. В поэме «Мать сирот» он пишет: «Спит на круче черной Нар, аул глухой». Здесь, у вечных ледников Главного Кавказского хребта, почти рядом с небом, слушал мальчик легенды и сказки о гордых и смелых людях. Таким был отец Леван Елизбарович, не терпящий лжи, хвастовства. Матери Коста не помнил, она рано ушла из жизни, оставив сына в грудном возрасте. Вымходила его подруга матери.

2) Мир его творчества — мир Ставрополя и Петербурга. Будущий поэт учился в Ставропольской гимназии с 1871 по 1881 г. Любил рисовать, читать. Затем юноша поступает в Петербургскую Академию художеств. В Петербурге он знакомится с творчеством , , . У них начинающий поэт учился служению народу.

3) Мир его борьбы — тяжелое время 1880-х гг. Поэт знакомится с передовыми общественными идеями. 1880-е гг. — период выступлений и возмущений народных масс. Коста формируется как борец за интересы народа. Первая ссылка — 1891—1898 гг. Поэта два раза ссылали, сажали в тюрьму, запрещали стихи, но заставить замолчать не смогли.

4) Мир родного аула — мир тяжелой жизни. Немногие плодородные земли на склонах гор захватили богатые. Некоторые крестьяне вообще не имели земли. Поэт слышал притчу о том, что осетин пришел обрабатывать землю, скинул бурку и земли не нашел, так как ее прикрыла сброшенная с плеч бурка. В поэме «Мать сирот» показана горькая доля вдовы, у которой муж погиб под обвалом:На полу холодном —

Кто в тряпье, кто так —

Пять сирот голодных

Смотрят на очаг.

Женщина завидует мужу и мечтает о смерти, но плачут дети, хотят есть. Она ставит котелок с водой на огонь и «варит» воду, пока дети не уснут. Такую безотрадную картину часто наблюдал поэт в своем родном ауле.

5) Мир его природы — мир красоты и силы. Горы, которые поднимались до самых небес, голубые ледники, очарование горной природы — все это нашло отражение в стихах первого осетинского поэта. в статье о творчестве Коста Хетагурова писал: «Во времена детства Коста Хетагурова это была. порядочная глушь, но глушь красочная, живописная, романтическая. Старые боевые башни стояли на скалах. Снежные горы поднимали свои строгие вершины, над которыми, напоминая сказочных Нартов, красовались ярко освещенные на закате облака, точно там стояли на страже богатыри, закутавшиеся в тяжелые бурки».

6) Коста Хетагуров — это поэт, прозаик, драматург, художник, публицист, журналист, общественный деятель, основоположник осетинской литературы. Его поэтическое наследие огромно: лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи в оригинальной художественной трактовке. На русском языке создана книга «Стихотворения» (1895), на осетинском — «Осетинская лира» («Ирон фандыр») (1898).

4. Своеобразие творчества Коста Хетагурова (на основе произведения)

2. Фольклорные мотивы.

3. Своеобразие в изображении пейзажа: суровая красота гор.

4.Образность и сдержанность: минимум изобразительных средств, но повышенная образность, емкие сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.

Чурек – это хлеб, приготовленный из кукурузной муки.

6. Беседа по содержанию по вопросам учебника.

7.Сравнение обычаев, традиций разных народов.

-Что вам известно о традициях, обычаях правилах в чувашской, русской семье?

-Смогли бы вы соблюдать их?

8.Реализация индивидуальных заданий.

Сообщения учащихся «Моё древо», «Семейная реликвия».

10. Работа по стихотворению «БУДЬ МУЖЧИНОЙ»

Встань рано, будь мужчиной,

“О господи единый,

Защитой мне явись. “

Будь в доме хлеба вволю,

Ты б свой имел кусок.

А нет — так будь доволен

Чуреком, мой сынок!

Скорей беги учиться,

Да сумку не забудь!

Не будешь ты лениться —

Найдешь свой верный путь!

Учись, дружок, с охотой,

Чтоб мудрость всю познать,

И с радостью работай,

Чтоб человеком стать!

– Как называется стихотворение?

– Что значит быть мужчиной, по мнению автора? Зачитайте строчками из стихотворения.(1, 2 четв.)

– К чему призывает К. Хетагуров детей? Зачитайте строчками из стихотворения.

– Как понимаете эти строчки?

– Что значит найти свой верный путь?

– Что по-вашему «быть мужч

Необычайно многообразно творческое наследие Коста Хетагурова – неустрашимого рыцаря свободы, который не уставал ратовать за революционное переустройство мира.

«… Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа, – писал Александр Фадеев.

– Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и общественным деятелем…

Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным…»

Коста Хетагуров — это основоположник осетинской литературы, создавший свою творческую манеру, обращаясь к литературе русского народа, творчество которого любил и ценил. Заслуга осетинского поэта в его безграничной любви к своей стране, людям и отражении этого в поэтическом творчестве.

Выучить стихотворение Хетагурова «Памятник»

Бюргановское кустовое методическое объединение

учителей русского языка и литературы

Подготовила учительница МБОУ «Кошки-Теняковская

В Москве вспоминали Коста Хетагурова

Вчера в Московском доме национальностей почтили память осетинского поэта, художника, гуманиста Коста Хетагурова. За круглым столом, посвященном его 160-летию, собрались представители российской культуры, политики, общественные деятели.

“Мы чествуем человека, в творчестве и судьбе которого удивительным образом отразились уникальные процессы взаимодействия, взаимопроникновения народов и культур, которые разворачивались на протяжении веков на евразийских просторах. В этом диалоге культур и времен Осетия-Алания всегда играла важную роль. Кстати, в этом году исполняется 245 лет со дня вхождения Осетии в состав России”, – напомнил кандидат философских наук Лев Дзугаев.

Также в этот день была презентована книга, изданная фондом ”Мир Кавказа”, ”Коста. Величие духа”. Региональный общественный фонд содействия развитию культуры был создан в 2000-м году. Среди его учредителей были Белла Ахмадулина, Рустам Ибрагимбеков, Андрей Битов, Армен Джигарханян и другие. “Фонд занимается культурными проектами и выступил издателем книги “Величие духа”. Это духовное наследие Коста Хетагурова – не только поэтическое, но и изобразительное. Мы решили, что должны собрать своих друзей – людей, с которыми связаны много лет по работе, коллег, представителей осетинской общины. Здесь собрались знаковые фигуры российской литературы, культуры, чтобы поговорить о том, что собой представляет феномен Коста Хетагурова и что он может означать”, – отметил главный редактор сайта РАНХиГС Алан Касаев.

В ходе круглого стола была выдвинута инициатива посвятить очередной выпуск журнала ”Юность” культуре Осетии и наследию Коста Хетагурова. “Давайте это будем не откладывать, давайте отберем все лучшее, все живое. Это должны быть и новые авторы, и матерые авторы – самые разные. Но чтобы это было ярко и талантливо. Посвятим это Коста Хетагурову. Даже язык не поворачивается сказать “его памяти”, поскольку он наш собеседник, в котором парадоксально сочетались и любовь, и Отечество, и чувство родного, и вселенского”, – заявил политик, тележурналист, главный редактор журнала ”Юность” Сергей Шаргунов.

Вечер начался с просмотра кадров фильма ”Коста Хетагуров. Завещание” Рафаэля Гаспарянца. Режиссер рассказал, что скоро будет представлен перевод киноленты на осетинский язык.

Предисловие к изданию ”Коста. Величие духа” написал старший научный сотрудник Центра скифо-аланских исследований Тамир Салбиев, который заметил, что религиозность поэта носит не обрядовый характер, не внешний, она носит глубоко внутренний молитвенный: В стихотворении “Будь мужчиной” он, обращаясь к мальчику, говорит:

Встань рано, будь мужчиной,

”О господи единый,

Защитой мне явись. “

Дочь другого великого кавказского поэта, член-корреспондент РАХ Патимат Расуловна Гамзатова заявила: “Эта книга меня глубоко тронула, потому что, хотя эти стихи были в представлены отдельных изданиях, но религиозная составляющая Коста Хетагурова здесь нашла отражение впервые. Я хочу поздравить с выходом этой книги, с таким прекрасным иллюстративным рядом”.

Генеральный директор ИАА ”Вестник Кавказа” Исмаил Агакишиев отметил исключительную роль писателя в формировании ментальности жителей большого Кавказа: “Мы, кавказцы, наверное, исходя из природы, из географических условий, все воспримем особенно. Кавказские традиции невозможны без совета, без поэзии, без того жизненного понимания, которое отражено в произведениях великого поэта Коста Хетагурова”.

Основоположник осетинской литературы, Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года. Поэт много писал и на русском языке, активно печатался в периодических изданиях Северного Кавказа. Произведения Коста Хетагурова входят в список 50 величайших произведений русской литературы со времен Петра I.


Ссылка на основную публикацию
×
×