Стих А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны»

«Отцы пустынники и жены непорочны»: текст и анализ стихотворения Пушкина

Многим почитателям творчества великого поэта-соотечественника А.С. Пушкина знакомо это стихотворение. Оно известно со школьной скамьи, но немногие в курсе, о какой молитве рассказывает стих «Отцы пустынники и жены непорочны». Да и сами эти слова довольно непонятны и таинственны. Постараемся ответить на все вопросы.

Текст произведения

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Александр Сергеевич Пушкин как автор стихотворения

Кто же не знает талантливейшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?! Каждый хоть раз в жизни читал его произведения. На протяжении уже трех веков популярность этого Мастера слова не снижается. И неизвестно, появится ли на свет поэт или писатель такой силы таланта. Имя его известно по всему миру, и мы можем гордиться тем, что он — наш соотечественник.

Биография

Великий русский поэт появился на свет 6 июня (по новому стилю) 1799 г. в столице России. Ему посчастливилось родиться в древнем дворянском роду, который корнями своими уходит к африканскому генералу Ганибалу — воспитаннику Петра Великого. Своим поэтическим талантом Александр обязан отцу, который тоже сочинял стихи. Детство Саша провел у бабушки в с. Захарово, которая замечала у внука переменчивый характер и страсть к чтению книг.

Затем мальчик был отдан в лицей в Царском селе. Учился он плохо, часто пропускал занятия, но все рано заметили его необычайный талант. И на выпускном Пушкин прочел свой стих, после которого председатель восторженно воскликнул: «Снимите шляпы, господа, перед вами — гений!»

После окончания лицея Александр служил в Коллегии иностранных дел и посещал литературное общество «Зеленая лампа». Здесь он познакомился с представителями движения декабристов.

Вдохновившись идеей свободы, поэт написал много стихов на эту тему:

  • «Вольность»;
  • «К Чаадаеву»;
  • «Деревня»;
  • «Н. Я. Плюсковой» и др.

За вольнодумство поэт не раз был сослан — то в Кишинев, то в Михайловское. Наибольшее вдохновение Пушкин испытал в Болдино (имении отца).

Именно там он написал свои незабываемые шедевры:

  • «Повести Белкина»;
  • «Маленькие трагедии»;
  • «Евгений Онегин»;
  • «Домик в Коломне»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «История села Горюхина».

Известно пристрастие поэта к женскому полу, он пользовался успехом у дам. Множество стихов было посвящено красавицам, в т. ч. — известным в обществе (например, А. П. Керн). Но спутницу жизни он избрал одну — Н. Н. Гончарову, в которую влюбился с первого взгляда. Они обвенчались в 1831 г., за шесть лет совместной жизни супруга успела родить мужу четверых детей.

В 1837 г. стало известно, что некий кавалергард Дантес ухаживает за женой Пушкина, и что та кокетничает с ним. Была ли между ними греховная связь, неизвестно, но поэту пришлось вызвать соперника на дуэль. Они встретились на Черной речке 27 января, Пушкин получил смертельное ранение в живот. Истекая кровью, он был доставлен домой, где успел принять Таинства Исповеди и Причастия.

Тело великого поэта покоится в Святогорском монастыре под Псковом.

Творческий путь

Пушкин является непревзойденной звездой русской литературы. Ему одинаково блестяще удавалась как поэзия, так и проза. Легкий, словно детский, слог в сочетании с богатейшим словарным запасом, мудростью и эрудицией, служили характеристикой творчества Пушкина. Причем его талант был оценен еще при его жизни, что редко бывает. Поэта не раз в печати называли «гением», даже когда он был жив.

В начале Александр подражал творчеству своих предшественников: Державину, Давыдову. Но потом у него сложился собственный, непревзойденный стиль. У Пушкина прекрасно получалось писать абсолютно на все темы, будь то: патриотизм, свобода, лирика, природа и т. д. Его стихи легко запоминаются, а проза настолько легко читается, что называется, «на едином дыхании».

Самыми популярными являются стихотворения Александра Сергеевича:

  • «Я помню чудное мгновенье. »;
  • «Признание» («Я вас люблю. »);
  • К Чаадаеву;
  • «Узник»;
  • «К морю»;
  • «Я вас любил. »;
  • «Осень»;
  • «Храни меня, мой талисман» и др.

Пушкин написал множество талантливых поэм.

Среди них наиболее известны:

  • «Евгений Онегин»;
  • «Цыгане»;
  • «Кавказский пленник»;
  • «Руслан и Людмила»;
  • «Полтава»;
  • «Медный всадник» и др.

Проза Пушкина не менее гениальна.

Самыми любимыми книгами у народа являются:

  • «Дубровский»;
  • «Капитанская дочка»;
  • «Повести Белкина»;
  • «Пиковая дама» и др.

Александр Сергеевич любил детей, им он посвятил значительную часть своего творчества.

Все мы с детства знакомы с его сказками:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «Сказка о золотом петушке».

Идеи для сказок подавала поэту его няня — Арина Родионовна. Именно из ее повествований черпал Пушкин русский фольклор, народный слог, загадочные и красочные сюжеты. Любимой няне он посвятил много стихов (например, «Подруга дней моих суровых. »).

Большинство произведений великого поэта находятся в школьной программе. Стихи его дети учат наизусть, легкие, гениальные строки сохраняются в памяти на всю жизнь. Поэт оставил потомкам огромное наследие, но многое он не успел закончить. Некоторые его произведения были выпущены после его смерти, многие остались незаконченными.

Отношение к Библии и религии

Пушкин осознавал, что поэтический дар был послан ему Свыше, и ценил это. Конечно, он не всегда был примерным христианином, но в зрелом возрасте все чаще задумывался о Боге, о вечной жизни.

Об этом свидетельствуют стихотворения Пушкина:

  • «В часы забав»;
  • «Пророк»;
  • «Отцы пустынники и жены непорочны»;
  • «Напрасно я бегу»;
  • «Странник» и др.

В стихотворении «Пророк» особенно раскрывается его мировоззрение, отношение к своему дару. Неверующий человек не смог бы написать такое произведение. Еще это говорит о том, что поэт в совершенстве знал Библию, ведь сюжет его взят из Книги пророка Иезекииля.

Будучи в зрелом возрасте, Пушкин писал, что раскаивается в своей прежней греховной жизни и рад был начать жить сначала, чтобы все исправить. Он вел переписку с митрополитом Филаретом Дроздовым, иногда в стихотворной форме. Известен стих Пушкина, адресованный митрополиту : « Дар напрасный, дар случайный», на который Владыка ответил также в стихотворной форме: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана».

Этот ответ так поразил поэта, что он пересмотрел свое мировоззрение и в ответ написал стих «Стансы» («В часы забав»). Первоначальный вариант окончания его звучал так:

В священном ужасе поэт».

Но цензор заставил его изменить эти слова, и получился тот конец, что нам известен: «внемлет арфе Серафима».

На смертном одре священник совершал Таинства Исповеди и Святого Причащения над Пушкиным. После кончины его отпевали в Соборе, и митрополит назвал поэта «любимым чадом Божиим».

Отцы пустынники и жены непорочны

Этот стих с тех давних пор до сегодняшнего дня пользуется популярностью. Тема актуальна и в наши дни, она продолжает трогать сердца.

Первоисточник произведения

Из текста этого произведения можно догадаться, что речь идет о молитве преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего». Ее читает священник с амвона в период Великого поста. Народ вместе со священнослужителями в это время кладут три земных поклона (после каждого предложения-прошения).

Звучит молитва так.

«Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.»

Ефрем Сирин жил в четвертом веке нашей эры в Месопотамии, которая принадлежала тогда к Римской империи. Он родился в семье благочестивых христиан. Известен как учитель Церкви и богослов. Ефрем Сирин оставил потомкам восемь томов своих трудов, которые состоят из проповедей, поучений, а также церковных стихов и гимнов. Был известен аскетическим образом жизни и духовными подвигами.

Известен случай из жизни святого, когда он был невинно заключен в темницу. Там находились еще несколько невиновных человек. Ефрем увидел видение, в котором к нему пришел незнакомец и напомнил ему о проступке, за который он не был наказан. Проснувшись, святой выяснил, что у всех заключенных были нехорошие поступки, за которые они избежали наказания. Таким образом свершилась справедливость. Вскоре их выпустили, а Ефрем отправился в пустыню, где совершал аскетические подвиги.

Ему предлагали неоднократно стать епископом, но он по смирению отказывался. Известен также случай, когда святого оклеветали в плотском грехе. Он не стал оправдываться, и по послушанию стал кормить мальчика, которого считали его сыном. Но однажды, взяв ребенка, которого по ложным слухам родила от него некая женщина, он вынес его на амвон и потребовал назвать имя настоящего отца. Младенец трижды выкрикнул имя другого человека и затем умер.

Ефрем Сирин причислен к лику святых, почитается в православной и католической Церквах.

История написания

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» написано автором летом 1836 г., за полгода до его смерти. В то время поэт немало думал о цели жизни, смерти, загробной участи. Это нашло отражение в творчестве последних лет. Пушкин хотел создать цикл стихов на духовную тему. Он успел написать шесть произведений, среди которых был и стих «Отцы пустынники». В черновике он имеет название «Молитва».

Назывался цикл «Каменноостровский», потому что Пушкин создал его, живя на острове Каменном, что под Питером. Данный стих расположен в цикле под номером II.

Из всех вошедших в цикл стихов пронумерованы только четыре:

  • «Подражание италиянскому» (III) — о предательстве Иуды;
  • «Мирская власть» (IV) — о распятии;
  • «Из Пиндемонти» (VI) — об истинной свободе творческого человека.

Поэт любил бывать на Богослужениях в последние годы жизни. Скорее всего, к этому его подтолкнула смерть горячо любимой матушки. Возможно, он предчувствовал собственную близкую кончину.

Особенно Пушкину нравились великопостные службы. Строгость и красота молитв на Преждеосвященной запала ему в душу. И он решил переложить одну из самых основных молитв поста в стихотворную форму.

Публикации текста

Ни одно стихотворение из этого духовного цикла не было опубликовано при жизни поэта. Впервые данный стих появился в печати в журнале «Современник» (который издавал сам поэт) в 1837 г. после смерти Пушкина. Вместе с ним был напечатан рисунок руки поэта, на котором изображен старец-схимник в темнице. Говорят, что прообразом его был святой Ефрем Сирин, невинно находившийся в заключении. Сам Государь Николай Первый пожелал, чтобы в первом выпуске этого журнала был напечатан именно этот стих Пушкина.

Произведение сразу было высоко оценено. Последующая публикация состоялась в посмертном томе сочинений поэта.

Литературные особенности произведения

Данное стихотворение имеет глубокий христианский смысл. Как и молитва, оно содержит все необходимые прошения для пользы души.

Идея и содержание

Главная мысль этого произведения — покаяние, исправление жизни и через это — приближение к Богу. Есть мнения, что Пушкин отождествлял себя с Ефремом Сириным, который в юности имел грех празднословия, но после раскаялся в нем. Поэт также просит Бога избавить его от этого греха в стихотворении. Оно перекликается с другим произведением его — «Пророк».

Так же, как и в том стихотворении, Пушкин делает акцент на том, что слово должно служить человеку во спасение, а не во грех. Именно дар слова дан поэту для пользы других людей: «Глаголом жги сердца людей». Кроме того, автор просит Бога избавить его от праздности (пустого времяпровождения), любоначалия (стремления к власти), осуждения других людей. И так же, как и в молитве, испрашивается у Бога дар смирения, терпения, любви, целомудрия.

Стих содержит личное отношение поэта к главной молитве поста. Он признается, что никакая другая молитва его не вдохновляет так, как эта. На самом деле, даже святые замечали, что именно молитва св. Ефрема Сирина содержит все необходимые прошения для души человека, хотящего спастись. Она, несмотря на свою краткость, наполнена глубоким содержанием. Несомненно, она написана по наитию Святого Духа.

Религиозные мотивы

Поскольку этот стих написан по мотивам православной молитвы, многим людям, далеким от Церкви, будут непонятны некоторые слова и выражения. Например, что такое «отцы пустынники». Имеются ввиду монахи-отшельники, молящиеся в одиночестве за весь мир. «Жены непорочны» — скорее всего, имеются ввиду святые преподобные монахини.

«Непорочны» — свободные от греха, порока. «Области заочны» — недоступные для земного взгляда Обители Небесные. Именно туда и желают попасть верующие, с этой целью каются, читают молитвы. «Дольние бури» — земные искушения. «Падшего» — грешного, унылого. «Зреть» — видеть.

Структура и композиция стихотворения

Стих делится на две части, первая — это вступление к переложению молитвы, отношение автора к ней. По сведениям современников, Пушкин в последние годы жизни знал много молитв наизусть и часто их читал. Поэтому у него был выбор, но дороже всех поэту оказалось именно это молитвенное воздыхание.

Автор говорит, что существует множество молитв, созданных святыми людьми по нашествию Святого Духа. Однако именно данная молитва умиляет его, укрепляет дух, оживляет унывающего. Поэт объясняет, что это за молитва, она читается в дни Великого поста священником.

Во второй части идет описание (стихотворное переложение) самой молитвы. Автор делает акцент на грехе любоначалия, потому что он много раз говорил, что власть действует на многих людей губительно. Он называет это стремление властвовать «змеей сокрытой».

Далее поэт описывает третье прошение молитвы, ставя его перед вторым: дай мне увидеть свои грехи и не осуждать ближнего. И затем следует описание второго прошения: автор вместе со святым просит у Бога терпения, смирения, целомудрия и любви.

Жанр и литературное направление

Данное произведение относится к жанру духовной лирики. Поздние сочинения Пушкина написаны в литературном направлении — реализм, этот стих тоже можно отнести к данному направлению. Потому что в нем прослеживается точность автора к деталям и развитие духовного состояния главного героя. Он видит свои согрешения и кается в них, стремится к исправлению.

Размер и рифмовка

Размер стиха — шестистопный ямб. В отличие от привычного для Пушкина четырехстопного, он более напевный, лучше передает чувства героя. Присутствует парная рифмовка.

Стилистическая специфика

Целью произведения является изображение покаянного настроения героя, для этого автор использует минимальное количество тропов. Он применяет церковно-славянские выражения для создания особой старинной, строгой атмосферы (« отцы пустынники и жены непорочны», «возлетать во области заочны», «дольних бурь» и т. д.). Эти словосочетания не употребляются в обыденной жизни, являются непонятными, загадочными, возвышенными.

Имеются выразительные эпитеты:

  • дни печальные (поста);
  • неведомая сила;
  • праздность унылая.

Есть в этом стихотворении сравнения и метафоры — любоначалие автор называет «сокрытой змеей».

Это произведение поражает своей глубиной, силой духа, красотой слога, еще раз доказывая высоту таланта поэта.

Видео о стихотворении

Из этого ролика можно узнать, как звучит произведение Пушкина из уст Народного артиста России Я. Смоленского.

260,Анализ стихотворения А, пушкина «отцы пустынники и жены непорочны…»

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

История создания

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.

Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.

Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.

Поэт в поисках Бога

Стихотворение это Пушкин написал 22 июля 1836 года, находясь в Петербурге на Каменном острове. В черновиках это стихотворение, опубликованное лишь после смерти поэта, называлось «молитва» и входило в незаконченный цикл из семи стихов.
Отношения с религией у Пушкина складывались непросто.

«Отцы пустынники и жены непорочны…» А.Пушкин

«Отцы пустынники и жены непорочны…» Александр Пушкин

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Читайте также:  Стихи девушке о ее красоте

Анализ стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…», созданное в конце июля 1836 года, относится к позднему творчеству Пушкина. Оно включено в «Каменноостровский цикл» под римской цифрой II. Из всех произведений, вошедших в эту серию, Александр Сергеевич пронумеровал только четыре. «Подражание италиянскому» (III) рассказывает о предательстве, совершенном Иудой. В «Мирской власти» (IV) речь идет о распятии Христа. В произведении «Из Пиндемонти» (VI) повествуется о надмирной свободе художника. В основу стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» положена молитва, автором которой считается Ефрем Сирин, христианский богослов и поэт, живший в четвертом столетии. Ключевая пропагандируемая им идея – идея покаяния. Молитва, которую использовал Пушкин, — покаянная. Христиане читают ее в дни Великого поста.

Есть интересное мнение, что Александр Сергеевич мог ассоциировать себя с Ефремом Сириным. В 1828 году Пушкин сочинил стихотворение «Воспоминание». В нем читатель видит если не покаяние лирического героя, то отражение нравственных мучений человека, угнетенного совершенными в прошлом грехами. Что объединяет великого русского поэта и христианского богослова четвертого века? Как минимум, бурная молодость. Ефрем Сирин признавался, что в юные годы был злоезычен, завистлив, спорил с соседями, жестоко поступал с друзьями и так далее. Раскаялся он после особенного вразумления Божия. Тем не менее, на протяжении долгого времени Ефрем Сирин оплакивал свои грехи, как и герой «Воспоминания».

Главная мысль, транслируемая через произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…», — христианский стихотворец-пророк не стремится к власти над материальным миром. Он избегает так называемого греха любоначалия, подразумевающего желание повелевать. Молитва Ефрема Сирина призвана помочь лирическому герою стихотворения обрести духовную крепость и духовное зрение. Мотив зрячести для лирики Александра Сергеевича необыкновенно важен, хотя встречается он не так уж часто. В частности, тема эта использована в знаменитом «Пророке». В нем шестикрылый серафим легкими перстами коснулся глаз лирического героя, после чего произошло следующее:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Скорей всего, символически прозрение означает отказ от грехов молодости, первый шаг на пути к свободе, какой ее понимает православное христианство. «Отцы пустынники и жены непорочны…» — гимн покаянию, которое несет за собой радость, духовное перерождение, позволяет по-другому взглянуть на прошлые ошибки.

Александр Сергеевич Пушкин как автор стихотворения

Кто же не знает талантливейшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?! Каждый хоть раз в жизни читал его произведения. На протяжении уже трех веков популярность этого Мастера слова не снижается. И неизвестно, появится ли на свет поэт или писатель такой силы таланта. Имя его известно по всему миру, и мы можем гордиться тем, что он — наш соотечественник.

Биография

Великий русский поэт появился на свет 6 июня (по новому стилю) 1799 г. в столице России. Ему посчастливилось родиться в древнем дворянском роду, который корнями своими уходит к африканскому генералу Ганибалу — воспитаннику Петра Великого. Своим поэтическим талантом Александр обязан отцу, который тоже сочинял стихи. Детство Саша провел у бабушки в с. Захарово, которая замечала у внука переменчивый характер и страсть к чтению книг.

Затем мальчик был отдан в лицей в Царском селе. Учился он плохо, часто пропускал занятия, но все рано заметили его необычайный талант. И на выпускном Пушкин прочел свой стих, после которого председатель восторженно воскликнул: «Снимите шляпы, господа, перед вами — гений!»

После окончания лицея Александр служил в Коллегии иностранных дел и посещал литературное общество «Зеленая лампа». Здесь он познакомился с представителями движения декабристов.

Вдохновившись идеей свободы, поэт написал много стихов на эту тему:

За вольнодумство поэт не раз был сослан — то в Кишинев, то в Михайловское. Наибольшее вдохновение Пушкин испытал в Болдино (имении отца).

Именно там он написал свои незабываемые шедевры:

  • «Повести Белкина»;
  • «Маленькие трагедии»;
  • «Евгений Онегин»;
  • «Домик в Коломне»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «История села Горюхина».

Известно пристрастие поэта к женскому полу, он пользовался успехом у дам. Множество стихов было посвящено красавицам, в т. ч. — известным в обществе (например, А. П. Керн). Но спутницу жизни он избрал одну — Н. Н. Гончарову, в которую влюбился с первого взгляда. Они обвенчались в 1831 г., за шесть лет совместной жизни супруга успела родить мужу четверых детей.

В 1837 г. стало известно, что некий кавалергард Дантес ухаживает за женой Пушкина, и что та кокетничает с ним. Была ли между ними греховная связь, неизвестно, но поэту пришлось вызвать соперника на дуэль. Они встретились на Черной речке 27 января, Пушкин получил смертельное ранение в живот. Истекая кровью, он был доставлен домой, где успел принять Таинства Исповеди и Причастия.

Тело великого поэта покоится в Святогорском монастыре под Псковом.

Творческий путь

Пушкин является непревзойденной звездой русской литературы. Ему одинаково блестяще удавалась как поэзия, так и проза. Легкий, словно детский, слог в сочетании с богатейшим словарным запасом, мудростью и эрудицией, служили характеристикой творчества Пушкина. Причем его талант был оценен еще при его жизни, что редко бывает. Поэта не раз в печати называли «гением», даже когда он был жив.

В начале Александр подражал творчеству своих предшественников: Державину, Давыдову. Но потом у него сложился собственный, непревзойденный стиль. У Пушкина прекрасно получалось писать абсолютно на все темы, будь то: патриотизм, свобода, лирика, природа и т. д. Его стихи легко запоминаются, а проза настолько легко читается, что называется, «на едином дыхании».

Самыми популярными являются стихотворения Александра Сергеевича:

  • «Я помню чудное мгновенье…»;
  • «Признание» («Я вас люблю…»);
  • К Чаадаеву;
  • «Узник»;
  • «К морю»;
  • «Я вас любил…»;
  • «Осень»;
  • «Храни меня, мой талисман» и др.

Пушкин написал множество талантливых поэм.

Среди них наиболее известны:

  • «Евгений Онегин»;
  • «Цыгане»;
  • «Кавказский пленник»;
  • «Руслан и Людмила»;
  • «Полтава»;
  • «Медный всадник» и др.

Проза Пушкина не менее гениальна.

Самыми любимыми книгами у народа являются:

  • «Дубровский»;
  • «Капитанская дочка»;
  • «Повести Белкина»;
  • «Пиковая дама» и др.

Александр Сергеевич любил детей, им он посвятил значительную часть своего творчества.

Все мы с детства знакомы с его сказками:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «Сказка о золотом петушке».

Идеи для сказок подавала поэту его няня — Арина Родионовна. Именно из ее повествований черпал Пушкин русский фольклор, народный слог, загадочные и красочные сюжеты. Любимой няне он посвятил много стихов (например, «Подруга дней моих суровых…»).

Большинство произведений великого поэта находятся в школьной программе. Стихи его дети учат наизусть, легкие, гениальные строки сохраняются в памяти на всю жизнь. Поэт оставил потомкам огромное наследие, но многое он не успел закончить. Некоторые его произведения были выпущены после его смерти, многие остались незаконченными.

Отношение к Библии и религии

Пушкин осознавал, что поэтический дар был послан ему Свыше, и ценил это. Конечно, он не всегда был примерным христианином, но в зрелом возрасте все чаще задумывался о Боге, о вечной жизни.

Об этом свидетельствуют стихотворения Пушкина:

  • «В часы забав»;
  • «Пророк»;
  • «Отцы пустынники и жены непорочны»;
  • «Напрасно я бегу»;
  • «Странник» и др.

В стихотворении «Пророк» особенно раскрывается его мировоззрение, отношение к своему дару. Неверующий человек не смог бы написать такое произведение. Еще это говорит о том, что поэт в совершенстве знал Библию, ведь сюжет его взят из Книги пророка Иезекииля.

Будучи в зрелом возрасте, Пушкин писал, что раскаивается в своей прежней греховной жизни и рад был начать жить сначала, чтобы все исправить. Он вел переписку с митрополитом Филаретом Дроздовым, иногда в стихотворной форме. Известен стих Пушкина, адресованный митрополиту : « Дар напрасный, дар случайный», на который Владыка ответил также в стихотворной форме: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана».

Этот ответ так поразил поэта, что он пересмотрел свое мировоззрение и в ответ написал стих «Стансы» («В часы забав»). Первоначальный вариант окончания его звучал так:

В священном ужасе поэт».

Но цензор заставил его изменить эти слова, и получился тот конец, что нам известен: «внемлет арфе Серафима».

На смертном одре священник совершал Таинства Исповеди и Святого Причащения над Пушкиным. После кончины его отпевали в Соборе, и митрополит назвал поэта «любимым чадом Божиим».

Религия в жизни Пушкина

Для поэта были характерны сильные колебания, от атеизма до проникновения в суть Евангелия, от сатиры на церковь до соблюдения православных обрядов.
Письмо Пушкина, где он говорил, что «берет уроки чистого атеизма у одного англичанина», было написано в Одессе в 1824 году. Оно попало в цензуру и стало одной из причин ссылки в Михайловское.
Православие было в ту эпоху государственной религией, а Пушкин состоял на государственной службе. И частный конфликт Пушкина с генерал-губернатором Воронцовым, в подчинении которого он служил, получил развитие. Письмо стало поводом избавиться от неудобного поэта.
Однако нужно иметь в виду, что это частное послание, обращенное к другу, написанное с иронией и в довольно молодом возрасте. Поэтому сложно судить, был ли Пушкин атеистом на самом деле, относился ли к этому всерьез. Правильнее говорить не об атеизме, а о свободолюбии, о религиозных поисках.
Что можно точно сказать, личная вера Пушкина оставалась неформальной, далекой от обрядов и традиций. Как вспоминали его друзья,
Он с симпатией говорил о католиках и протестантах, сожалел о церковных расколах. Было в его вере много стихийной природности – того, что зачастую относят к язычеству.
И все же христианство занимало если не главное, то очень важное место в его системе ценностей.

— напишет Пушкин, и вряд ли можно усомниться в искренности этих слов.
Критика церкви, сомнения Пушкина относились не к сути христианства, а к проявлениям нетерпимости православия, к образу жизни священнослужителей и той системе, когда государство принуждало к вере.

Тема и основная мысль

Композиция произведения складывается из четырех строф и двух предложений, отличающихся по длине. По смыслу стих делится на 2 примерно одинаковые части: в первой 9, во второй 7 строчек.

В первой строфе Пушкин рассказывает о том, что отцы и жены слагали обращения к Всевышнему в виде молитв. Во второй строфе автор среди разнообразия молитв выделяет молитву покаяния. В последних двух строфах Пушкин практически дословно перепевает молитву пустынника IV века Ефрема Сирина.

Примечание. Молитва с давних времен поется во время Великого поста и относится к покаянным.

Основная тема стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» — значимость искренней молитвы покаяния. Главная мысль, которую хотел передать Александр Сергеевич, заключается в том, что человек, пройдя через страдания и покаявшись в своих грехах, обретает благодать и для него становятся явными отличия добра и зла, которые ранее были невидимы.

Отцы-пустынники

Отцы пустынники и жены непорочны,

Традиция уходить в пустыню зародилась в раннем христианстве. Ее основателем часто считают Антония Великого, который жил в 3 веке в Египте и подвизался на Синайском полуострове.
Впоследствии у него появились ученики, и в 318 году Пахомий Великий основал на Синае первый христианский монастырь. Поэтому словосочетание «отцы-пустынники» применяется чаще всего к монахам и отшельникам 4-5 века.
Если же брать это слово в широком смысле, «пустынником» можно назвать любого монаха, удалившегося на природу в уединение, отшельника. Слово «пустыня» широко применялось в дореволюционной России в этом смысле, например «Оптина пустынь». Никакой пустыни, разумеется, в Калужской области не было.

Эта строка звучит на резком контрасте с предыдущей. И тут проявляется характер поэта.
Для него была очень важна поэзия в религии и религия в поэзии. Пушкин, хорошо чувствующий слово, вероятно, не был удовлетворен многословием, немузыкальностью, а подчас и недостаточной искренностью многих молитв.
И в этом смысле особо выделил одну молитву, в которой услышал что-то созвучное и близкое.

Не потому ли Пушкин выбрал ее, что в ее краткости и даже какой-то незатейливости отражено то главное, что содержит христианство?
Святой Ефрем Сирин может считаться отцом-пустынником. Этот христианский проповедник и богослов родился в 306 году в Низибии, на земле нынешнего Ирака. Он жил, как это следует из прозвища, на территории Сирии. Путешествовал он и в Египет, где монашеское движение уже достигло расцвета. Ефрем Сирин написал множество толкований на Ветхий и Новый Завет и немало красивых религиозных гимнов. Святого Ефрема часто называют поэтом, и действительно язык его весьма богат, образен и поэтичен.

Текст произведения

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Молитва в стихах

В христианстве праздность и уныние – понятия существенно разные. Но они превращаются в «унылую праздность» в стихах поэта.
Сделано ли это ради музыкальности стиха или тут слышится усталость от светских развлечений, желание переосмыслить что-то в своей жизни?

Стихотворение заканчивается на слове «оживи!», на радостной, светлой ноте. Таков Пушкин. Он переставляет среднюю часть молитвы в конец, усиливая ее словом «оживи».
Благодаря этому и вся молитва начинает звучать радостно.

Пушкин оставался оптимистом, несмотря на то, что последний год его жизни выдался трудным. Весной ушла из жизни его мама, Надежда Осиповна Пушкина. Они долгое время не ладили, но в последние месяцы сблизились…
Отношения Пушкина с придворным обществом оставались напряженными. На горизонте уже появился Дантес, и оставалось всего полгода до злополучной дуэли.
Но Пушкин был полон творческих планов и старался легче смотреть на вещи. А религия помогала ему находить опору, вопреки жизненным трудностям.

Видео о стихотворении

Из этого ролика можно узнать, как звучит произведение Пушкина из уст Народного артиста России Я. Смоленского.


«Отцы пустынники и жены непорочны», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.

Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.

Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.

Литературное направление, жанр

Жанр «Отцов пустынников» – духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.

Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.

Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.

Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.

Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.

Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку»: «И виждь, и внемли».

Читайте также:  Стихи для вручения денег на юбилей женщине

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырёхстопный, и лучше передаёт церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка парная.

Язык, тропы и образы

Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.

Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).

Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет – значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слёзы, дарующие радость. Умиление – это Божий дар. Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.

Жены непорочны и праздность унылая – устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные (поста), неведомая сила (молитвы), дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеёй, благодаря молитве человек взлетает сердцем в «области заочны», молитва укрепляет его «средь дольных бурь и битв». Пушкин обходится минимумом тропов. Сила стихотворения – в воссоздании покаянного духа.

Стихотворение Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны…» написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни поэта представляет собой немалый интерес для осознания всего творческого пути русского гения. В стихах 1836 г. часто звучит мотив смерти, словно предчувствие неизбежной трагедии. Строки: «О нет, мне жизнь не надоела. Я жить люблю, я жить хочу…» — также приводят к мысли о том, что роковой 1837 г. не был для Пушкина случайностью. Многие стихи этого времени незакончены: оборваны фразы, словно предательский выстрел Дантеса.

Одним из ярких поэтических творений 1836 г. можно назвать стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны…», представляющее собой обращение лирического героя к Всевышнему. Чего же просит он в Божественной молитве у «владыки дней»? «Смирения, терпения, любви», «целомудрия» и уберечь свою душу от «празднословия». Становится очевидной взаимосвязь со стихотворением 1826 г. «Пророк». Общение с Богом и его посланниками налицо и в том

Заметно это и в построении стихотворения, состоящего всего из двух предложений. Основная мысль поэта развивается на протяжении 12 строк, а затем следует четверостишие‑концовка. Одноплановость стихотворения воссоздает неторопливость и сосредоточенность молитвенного состояния.

Смысловое же деление происходит на десятой строке, когда излагается непосредственно сама молитва.

Минорное настроение достигается благодаря употреблению таких развернутых словосочетаний, как «дольных бурь и битв», «дни печальные великого поста», «дух праздности унылой». Но минорное не означает тоскливое и мрачное. Есть в произведении особый свет, точно неземная благодать скрыта в поэтических сроках.

Стихотворение‑молитва, стихотворение — воззвание к Богу не могло обойтись и без специальной лексики. Устаревшие формы глаголов — «возлетать» и «зреть» — введены Пушкиным неслучайно: они привносят колорит церковно‑славянской письменности.

Нельзя сказать, что Александр Сергеевич был глубоко верующим человеком, но в поэзии ему было подвластно все: и любовное признание, и гражданский призыв, и Божественная молитва. Таким образом, стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны…» являет собой достойный пример духовной лирики Пушкина.

Дайджест:

«Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней. .

«Мирская власть» стихотворение Пушкина о России Первым в стихотворениях, изображающих две России, стоит «Мирская власть». Поводом к создании стихотворения «послужило» реальное событие, увиденное поэтом — у распятия Христа была выставлена стража: двое часовых. Факт кощунственный и. .

Стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» В лирике Пушкина есть стихотворения, которые трудно однозначно определить по их тематике. Таким является и стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1818 году. В нем впервые в лирике Пушкина появляется столь. .

Как читать стихотворение Пушкина «В Сибирь»? Первая строфа стихотворения «В Сибирь» звучит с нарастающей интонацией: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Этот гордый, но чуть мрачноватый. .

План сочинения: Пейзаж в романах Пушкина «Евгений Онегин» и Тургенева «Отцы и дети» Пейзаж в романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и И. С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление Пушкин и Тургенев являются мастерами пейзажа в рус­ской литературе XIX века. Пейзаж играет. .

Пример сочинения: Мое любимое стихотворение Ф. И. Тютчева Среди наиболее талантливых и знаменитых поэтов XIX в. особое место принадлежит Федору Ивановичу Тютчеву. Тургенев так писал о нем в одном из журналов того времени: «О Тютчеве не спорят: кто. .

В. А. Жуковский. Воспоминание. Почему поэт назвал свое стихотворение «Воспоминание»? Почему поэт назвал свое стихотворение «Воспоминание»? Почему слова «их нет» и «были» Жуковский выделил курсивом? Выделенные слова подчеркивают глав­ную мысль этого философского стихотво­рения: живую связь прошедшего и сегод­няшнего, тех, кто. .

Стихотворение «Осень», наглядный пример реализма пушкинской лирики Пушкин написал программное стихотворение «Осень». Оно обрывалось роковым вопросом: «Куда ж нам плыть?». Стихотворение «Осень» написано Пушкиным в болдинскую осень 1833 г., когда он, возвращаясь из поездки в Оренбург, прожил. .

На тему: Отцы и дети в романе Тургенева «Отцы и дети» Отцы и дети в романе Тургенева «Отцы и дети» Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение. .

Стихотворение Твардовского «Братья» А. Т. Твардовский с глубокой любовью описывает свою се­мью. В первой строфе Твардовский с помощью анафоры трижды выделяет слово «свой»: это могло навлечь на поэта обвинение в сочувствии соб­ственникам. За. .

Стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…» Поэтическое произведения С. А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала XX века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха — все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика. .

Стихотворение А. Блока «О, я хочу безумно жить.» Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» , который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В. С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность: Да. Так диктует вдохновенье: Моя. .

Стихотворение А. Блока «Вхожу я в темные храмы.» Символист Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о «Прекрасной Даме». В них — чистая отроческая любовь К прекрасному, рычарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для. .

Портрет А. С. Пушкина Кипренский О Орест Кипренский считается одним из лучших портретистов России начала XIXвека. Этот художник, как никто другой, умел отразить душевный мир человека. Кисти Кипренского принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление. .

Содержание стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет» Стихи Бориса Пастернака неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного света. Любые явления природы, будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь, под пером автора становится. .

Мое восприятие лирики А. С. Пушкина Поэт серебряного века В. Соллогуб когда-то сказал: То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем и уликой Наставшим смутным временам. «Утешеньем и уликой» является для меня все творчество. .

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет»;. Заболоцкий Н. А Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет». Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои аллегории. У Пушкина потомки ассоциируются с молодыми побегами сосен: «Здравствуй, племя младое, незнакомое». .

Анализ стихотворения Пушкина «Пирующие студенты» Шуточное стихотворение «Пирующие студенты» написано Пушкиным во время обучения в Царскосельском лицее. Согласно воспоминаниям Пущина, Александр Сергеевич сочинил его, когда лежал в лазарете. Друзья пришли навестить поэта, тогда же состоялось. .

Сочинение: Мотив неволи в стихотворении Пушкина «Узник» Мотив неволи в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» Еще во время учебы в Лицее Александр Пушки и обратил на себя внимание властей своими вольнолюбивыми стихами и насмешливыми, едкими эпиграммами на. .

Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» Стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин», которым открывался его сборник 1856 года, стало манифестом новой поэзии, связанной с демократическим движением в русском обществе середины XIX века. В нем Некрасов сознательно противопоставляет. .

Вольнолюбивый характер стихотворений Пушкина «Узник» и «Кавказ» Пушкин — великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой. Поэзия Пушкина — воплощение свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманизма русского народа. .

Стихотворений «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина и «Сияла ночь» А. А. Фета В творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Афанасия Афанасьевича Фета большое внимание уделено любовной лирике. И не случайно. Важную роль в жизни поэтов играли чувства и переживания. Стихотворение А. С. Пушкина. .

Анализ стихотворения Храни меня, мой талисман Стихотворение А. С. Пушкина «Храни меня, мой талисман…» было написано в 1825 году и основано на событиях, имевших место в жизни поэта. Перед отъездом Пушкина в Михайловское княгиня Воронцова подарила. .

Стихи о любви и дружбе Пушкина Стихи о любви и дружбе. Пушкин учит нас видеть и пони­мать гармонию в человеческой жизни. Недаром он так ценит уди­вительную способность человеческой души — способность к любви и дружбе. Многие. .

Стихотворение И. А. Бунина «Ночь» Великий прозаик Бунин писал стихи всю свою жизнь, хотя и написал когда-то: «Поэзия темпа, в словах невыразима». Ему как раз удавалось выразить в словах малейшие оттенки человеческих чувств, всю свою. .

Мое любимое стихотворение Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как «Стихотворения, посвященные русским детям» , «Школьник» , «Плач детей» и многие другие. .

Тема любви в лирике Пушкина Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин. .

Анализ стихотворения Пушкина «Земля и море» Стихотворение «Земля и море», созданное в 1821, впервые было опубликовано через четыре года в журнале «Новости литературы». При его написании Пушкин ориентировался на идиллию древнегреческого поэта Мосха, жившего во втором. .

На тему: МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Как объяснить всенародную любовь русских людей к Алексан­дру Сергеевичу Пушкину? Не будем искать объяснения, а только скажем: в России нет такого человека, который бы не знал, кто такой Пушкин. Необъятный. .

Стихотворение А. А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна…» Осенью 1913 года А. А. Блок впервые увидел на сцене в роли Кармен оперную певицу Любовь Александровну Дельмас высокую красавицу с пышными рыжими волосами. Она так соответствовала своей героине, была. .

Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка на Кавказ. 1837 год В январе, 27 числа, на Черной речке в окрестностях Петер­бурга состоялся поединок Пушкина с Дантесом. В тот же вечер по городу распространился слух о смерти Пушкина. На следую­щий же день. .

Стихотворение «Silentium!»; Стихотворения Тютчев Ф. И Стихотворение «Silentium!» Вселенная в стихотворениях Федора Ивановича Тютчева — это бездна, в которой человек потерян и разбит о громаду этого мира, беззащитный и слепой. Но каждая душа — сама по. .

План сочинения — Дворянство в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Дворянство в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление Дворянство — это то сословие, к которому принадлежал сам Тургенев и которое он лучше всего знал. В повестях и. .

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» В стихотворении есть «событийный» сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного «глаголом жечь сердца людей»; что в нем есть действующие лица: поэт, шестикрылый серафим, бог;. .

Отзыв на стихотворение Средь шумного бала, случайно В стихотворении Алексея Константиновича Толстого «Средь шумного бала, случайно…» присутствует «призрачность», тайна и неопределенность. Девушка-загадка будто находится за какой-то завесой, отгораживающей ее от лирического героя. Он сам «нарисовал» себе образ. .

Измеменения взглядов Базарова по роману Отцы и дети В произведении Тургенева «Отцы и дети» описано время, когда люди разделились на 2 половины. Одна половина поддерживали любые реформы, а вторая — все отрицала. Таких людей прозвали нигилисты. И одним. .

Замысел и сюжет романа Тургенева «Отцы и дети» Замысел романа. Споры о нем. Четвертый по счету роман Тургенева «Отцы и дети» подводил итог большому периоду в творческой деятельности писателя и открывал вместе стем новые перспективы художественного осмысления переломного. .

Анализ стихотворения Пушкина «Предчувствие» Анна Алексеевна Андро познакомилась с Пушкиным в конце 1810-х годов. Чувствами к умнице, красавице и талантливой музыкантше поэт воспылал гораздо позже — ближе к концу 1820-х. Причем намерения у него. .

Стихотворение Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» Поэт напоминает, что интересна и увлекательна не только профессия моряка, но и скромная профессия смотрителя маяка, без которого плохо бы пришлось кораблям в море, когда в море «шторм и вой». .

Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — дар жизни. » Я помню чудное. .

“Отцы-пустынники…”

Отцы-пустынники…

Исторический контекст

Автор

О произведении

Религиозные мотивы

Трудные слова

Отцы пустынники и жены непорочны…

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

“Отцы пустынники и жены непорочны…” (читает Я. Смоленский)

Исторический контекст

Лето 1836 года стало последним в жизни Александра Пушкина. Он провел его на даче на Каменном острове под Петербургом. Именно здесь он создал свой последний лирический цикл — «каменноостровский». Поэт не успел опубликовать свои новые стихотворения: они вышли посмертно.

Надежда Осиповна Пушкина

Незадолго до этого, весной, после продолжительной болезни, скончалась мать поэта. Ее последние дни пришлись на заключительную неделю Великого поста, а умерла Надежда Осиповна в день Христова Воскресения, 29 марта. Во время болезни матери поэт сблизился с ней и очень тяжело переживал ее кончину. Пушкин сопровождал ее гроб в родовое имение Пушкиных — Михайловское. Это было последнее посещение поэтом знакового для его творческой биографии места.

В это же время не слишком удачно складывается судьба журнала «Современник», основанного Пушкиным.

На этом фоне Пушкин пишет несколько стихотворений. Три из шести произведений «каменноостровского цикла» написаны на евангельские события. Один из текстов сам поэт назвал «молитвой». Это стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…».

Автор

Русский мыслитель Семен Франк отмечал, что к своей поэтической деятельности Пушкин (1799–1837) относился с подлинно религиозным чувством. В его стихах явственно проступает «религиозное восприятие самой поэзии и сущности поэтического вдохновения».

Г. Гиппиус. “Портрет Пушкина”. 1828 г. Литография

Пушкин хорошо знал Священное Писание. Несмотря на то, что в его время еще не существовало полного перевода Библии на русский язык, поэт читал ее на французском языке и использовал библейские сюжеты, мотивы и цитаты как в своем творчестве, так и в личной переписке. С самого детства писатель был знаком с православными традициями, посещал церковные службы, а также был внимательным читателем православной богословской литературы.

Несмотря на то, что поэт называл христианство «величайшим духовным переворотом нашей планеты», он пережил кризис и поиски веры. Но после ранения, полученного на дуэли, он исповедался и причастился. «Хочу умереть христианином…» — сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за себя.

О произведении

Материал по теме

В чем каялся преподобный Ефрем Сирин – автор самой известной покаянной молитвы

Потрясенный открывшейся ему картиной Божьего Промысла, Ефрем тут же рассказал остальным заключенным про свой сон и забытую вину. Рассказ произвел на них сильное впечатление, и они тоже начали вспоминать.

Стихотворение было опубликовано в первом томе журнала «Современник» за 1837 год уже после смерти Пушкина. Сам поэт в черновике 1836 года дал этому стихотворению заголовок «Молитва». Публикацию сопровозждало факсимиле рукописного текста и прилагаемого к нему рисунка самого поэта, изображающего старца в келье. Журнал готовили к печати друзья Пушкина, которые учли при публикации пожелание императора Николая I: «Государь желает, чтобы эта молитва была там факсимилирована как есть и с рисунком. Это хорошо будет в 1-й книге «Современника».

Обложка журнала “Современник”

«Отцы пустынники и жены непорочны…» — одно из стихотворений «каменноостровского цикла» Пушкина, которое сам поэт пометил римской цифрой II. Остальные стихотворения этого цикла: «Подражание италиянскому» (III), «Мирская власть» (IV) и «Из Пиндемонти» (VI) (Стихотворения I и V неизвестны). Сюжеты стихотворений основаны на заключительных главах Евангелий, повествующих о предательстве Иуды Искариота, жертвенной смерти Христа и Его крестных муках. Известный литературовед Вадим Старк высказывает версию о том, что стихотворения цикла написаны «в соответствии с последовательностью событий Страстной недели и их ежегодного поминовения: среда — молитва Ефрема Сирина (в этот день она читается последний раз за Великий пост – ред.) , четверг — возмездие Иуде за предательство, свершенное в ночь со среды на четверг, пятница — день смерти Христа, когда в церкви установленный накануне крест сменяет плащаница».

Читайте также:  Короткие красивые стихи о любви к девушке

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» делится на две части. Само переложение молитвы составляет вторую часть. Первая — это своеобразное — вступление, в котором автор выражает свое отношение к молитвенному тексту и одновременно подготавливает своего читателя к восприятию молитвенного стиха.

В первой части автор рассуждает не только о той молитве, которую считает исключительной, но и о достоинствах других молитв. По словам князя Петра Вяземского, Пушкин «в последние годы жизни своей был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».

Здесь же объясняется причина обращения к тексту конкретной молитвы, которая «умиляет» и «падшего крепит неведомою силой».

Вторая часть стихотворения — это поэтическое переложение конкретной молитвы. Герой стихотворения просит оградить его душу от праздности, любоначалия и празднословия. Пушкин пересказывает молитвенные строки в соответствии со своими переживаниями, практически не отступая от канонического текста Ефрема Сирина.

Религиозные мотивы

Ефрем Сирин и отцы-пустынники

Стихотворение Александра Пушкина построено на великопостной покаянной молитве преподобного Ефрема Сирина (306—373), христианского богослова и поэта IV века, толкователя Священного Писания, знаменитого учитель покаяния. Приведем целиком текст этой молитвы:

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми,
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.

Молитва преп. Ефрема Сирина

Эта молитва читается во все дни Великого поста, начиная с подготовительной недели Масленицы и до среды Страстной недели (за исключением субботы и воскресенья).

Так как речь идет о молитве преподобного Ефрема, справедливо будет заключить, что «отцами пустынниками» поэт именует отшельников, живших в эпоху расцвета монашества (IV-VI вв.), которые были современниками знаменитого сирийского монаха.

Интересно, что первоначально в тексте Пушкина вместо слов «отцы пустынники» стояло сочетание «святые мудрецы». Так поэт конкретизировал свой выбор: из многих «мудрецов» он останавливает внимание на пустынниках, отшельниках, к числу которых принадлежал и преподобный Ефрем. Все комментаторы пушкинского стихотворения утверждают, что подобное исправление и вся работа над первой частью стихотворения одновременно свидетельствуют о стремлении Пушкина выразить особенное отношение к молитве Ефрема Сирина и о желании передать свое душевное состояние готовности к покаянию.

Черновик стихотворения и рисунок Пушкина

Сохранился пушкинский рисунок к своему стихотворению, где монах-отшельник изображен за зарешеченным окном. По мнению исследователей, композиция рисунка отсылает к биографии самого Ефрема Сирина — создателя молитвы. Однажды его обвинили в краже и посадили в темницу. Здесь он услышал голос, который призывал его к покаянию и исправлению своих жизненных ошибок. Когда Ефрема оправдали и освободили, он удалился в пустыню, где вел подвижническую жизнь.

Кто такие «жены непорочны» в стихотворении Пушкина?

С этим образом чистоты духа тесно связана дата написания стихотворения (22 июля). Это день ежегодной памяти жены-мироносицы Марии Магдалины. С этим христианским праздником вполне могло быть связано употребление в поэтическом тексте «жен непорочных». Также 22 июля в доме Пушкиных было домашним праздником: это были именины Марии Алексеевны Ганнибал — покойной бабушки писателя, а с 1832 года стали отмечать именины старшей дочери поэта — Марии.

Что такое «области заочны» и как туда попасть?

Во второй строке стихотворения («Чтоб сердцем возлетать во области заочны» ) автор акцентирует внимание на роли сердца в молитвенной жизни. Именно оно, непорочное и чистое, может «возлетать» к Господу в «области заочны» — невидимые для простого взора. В заповедях блаженства сказано, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф 5 :8). Чистая, сердечная молитва — это вершина духовной жизни. Комментируя текст Пушкина, литературовед Валерий Лепахин отмечал: «Первая цель молитвы — укреплять сердце в борьбе против «дольних», то есть земных, искушений («Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв »)».

Как выглядит «змея любоначалия»

В строках стихотворения Пушкина возникает образ «любоначалия, змеи сокрытой сей », который отсутствует в оригинальной молитве. Грех любоначалия — это желание властвовать над людьми. Стремление к людей к власти Пушкин всегда считал пагубным: «Чины сделались страстию русского народа», — писал поэт,.

В заключительных строках поэт говорит о добродетелях — духе смирения, терпения, любви и целомудрия, которые просит Господа оживить в его сердце. Именно эти добродетели молящиеся просят даровать им, читая молитву Ефрема Сирина во время Великого поста.

Непонятные слова

Непорочный — 1) девственный; 2) нравственно чистый, безгрешный

Возлетать (устар.) = взлетать

Заочный — незримый, невидимый

Любоначалие (устар.) — любовь к власти, стремление к ней; властолюбие

Сей (устар.) — этот

Празднословие (книжн.) — пустые, праздные слова, разговоры

Прегрешение (устар.) — проступок, грех

Стихотворение Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны…» написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни поэта представляет собой немалый интерес для осознания всего творческого пути русского гения. В стихах 1836 г. часто звучит мотив смерти, словно предчувствие неизбежной трагедии. Строки: «О нет, мне жизнь не надоела. Я жить люблю, я жить хочу…» — также приводят к мысли о том, что роковой 1837 г. не был для Пушкина случайностью. Многие стихи этого времени незакончены: оборваны фразы, словно предательский выстрел Дантеса.

Одним из ярких поэтических творений 1836 г. можно назвать стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны…», представляющее собой обращение лирического героя к Всевышнему. Чего же просит он в Божественной молитве у «владыки дней»? «Смирения, терпения, любви», «целомудрия» и уберечь свою душу от «празднословия». Становится очевидной взаимосвязь со стихотворением 1826 г. «Пророк». Общение с Богом и его посланниками налицо и в том

Заметно это и в построении стихотворения, состоящего всего из двух предложений. Основная мысль поэта развивается на протяжении 12 строк, а затем следует четверостишие‑концовка. Одноплановость стихотворения воссоздает неторопливость и сосредоточенность молитвенного состояния.

Смысловое же деление происходит на десятой строке, когда излагается непосредственно сама молитва.

Минорное настроение достигается благодаря употреблению таких развернутых словосочетаний, как «дольных бурь и битв», «дни печальные великого поста», «дух праздности унылой». Но минорное не означает тоскливое и мрачное. Есть в произведении особый свет, точно неземная благодать скрыта в поэтических сроках.

Стихотворение‑молитва, стихотворение — воззвание к Богу не могло обойтись и без специальной лексики. Устаревшие формы глаголов — «возлетать» и «зреть» — введены Пушкиным неслучайно: они привносят колорит церковно‑славянской письменности.

Нельзя сказать, что Александр Сергеевич был глубоко верующим человеком, но в поэзии ему было подвластно все: и любовное признание, и гражданский призыв, и Божественная молитва. Таким образом, стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны…» являет собой достойный пример духовной лирики Пушкина.

Дайджест:

«Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней. .

«Мирская власть» стихотворение Пушкина о России Первым в стихотворениях, изображающих две России, стоит «Мирская власть». Поводом к создании стихотворения «послужило» реальное событие, увиденное поэтом — у распятия Христа была выставлена стража: двое часовых. Факт кощунственный и. .

Стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» В лирике Пушкина есть стихотворения, которые трудно однозначно определить по их тематике. Таким является и стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1818 году. В нем впервые в лирике Пушкина появляется столь. .

Как читать стихотворение Пушкина «В Сибирь»? Первая строфа стихотворения «В Сибирь» звучит с нарастающей интонацией: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Этот гордый, но чуть мрачноватый. .

План сочинения: Пейзаж в романах Пушкина «Евгений Онегин» и Тургенева «Отцы и дети» Пейзаж в романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и И. С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление Пушкин и Тургенев являются мастерами пейзажа в рус­ской литературе XIX века. Пейзаж играет. .

Пример сочинения: Мое любимое стихотворение Ф. И. Тютчева Среди наиболее талантливых и знаменитых поэтов XIX в. особое место принадлежит Федору Ивановичу Тютчеву. Тургенев так писал о нем в одном из журналов того времени: «О Тютчеве не спорят: кто. .

В. А. Жуковский. Воспоминание. Почему поэт назвал свое стихотворение «Воспоминание»? Почему поэт назвал свое стихотворение «Воспоминание»? Почему слова «их нет» и «были» Жуковский выделил курсивом? Выделенные слова подчеркивают глав­ную мысль этого философского стихотво­рения: живую связь прошедшего и сегод­няшнего, тех, кто. .

Стихотворение «Осень», наглядный пример реализма пушкинской лирики Пушкин написал программное стихотворение «Осень». Оно обрывалось роковым вопросом: «Куда ж нам плыть?». Стихотворение «Осень» написано Пушкиным в болдинскую осень 1833 г., когда он, возвращаясь из поездки в Оренбург, прожил. .

На тему: Отцы и дети в романе Тургенева «Отцы и дети» Отцы и дети в романе Тургенева «Отцы и дети» Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение. .

Стихотворение Твардовского «Братья» А. Т. Твардовский с глубокой любовью описывает свою се­мью. В первой строфе Твардовский с помощью анафоры трижды выделяет слово «свой»: это могло навлечь на поэта обвинение в сочувствии соб­ственникам. За. .

Стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…» Поэтическое произведения С. А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала XX века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха — все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика. .

Стихотворение А. Блока «О, я хочу безумно жить.» Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» , который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В. С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность: Да. Так диктует вдохновенье: Моя. .

Стихотворение А. Блока «Вхожу я в темные храмы.» Символист Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о «Прекрасной Даме». В них — чистая отроческая любовь К прекрасному, рычарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для. .

Портрет А. С. Пушкина Кипренский О Орест Кипренский считается одним из лучших портретистов России начала XIXвека. Этот художник, как никто другой, умел отразить душевный мир человека. Кисти Кипренского принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление. .

Содержание стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет» Стихи Бориса Пастернака неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного света. Любые явления природы, будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь, под пером автора становится. .

Мое восприятие лирики А. С. Пушкина Поэт серебряного века В. Соллогуб когда-то сказал: То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем и уликой Наставшим смутным временам. «Утешеньем и уликой» является для меня все творчество. .

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет»;. Заболоцкий Н. А Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет». Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои аллегории. У Пушкина потомки ассоциируются с молодыми побегами сосен: «Здравствуй, племя младое, незнакомое». .

Анализ стихотворения Пушкина «Пирующие студенты» Шуточное стихотворение «Пирующие студенты» написано Пушкиным во время обучения в Царскосельском лицее. Согласно воспоминаниям Пущина, Александр Сергеевич сочинил его, когда лежал в лазарете. Друзья пришли навестить поэта, тогда же состоялось. .

Сочинение: Мотив неволи в стихотворении Пушкина «Узник» Мотив неволи в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» Еще во время учебы в Лицее Александр Пушки и обратил на себя внимание властей своими вольнолюбивыми стихами и насмешливыми, едкими эпиграммами на. .

Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» Стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин», которым открывался его сборник 1856 года, стало манифестом новой поэзии, связанной с демократическим движением в русском обществе середины XIX века. В нем Некрасов сознательно противопоставляет. .

Вольнолюбивый характер стихотворений Пушкина «Узник» и «Кавказ» Пушкин — великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой. Поэзия Пушкина — воплощение свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманизма русского народа. .

Стихотворений «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина и «Сияла ночь» А. А. Фета В творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Афанасия Афанасьевича Фета большое внимание уделено любовной лирике. И не случайно. Важную роль в жизни поэтов играли чувства и переживания. Стихотворение А. С. Пушкина. .

Анализ стихотворения Храни меня, мой талисман Стихотворение А. С. Пушкина «Храни меня, мой талисман…» было написано в 1825 году и основано на событиях, имевших место в жизни поэта. Перед отъездом Пушкина в Михайловское княгиня Воронцова подарила. .

Стихи о любви и дружбе Пушкина Стихи о любви и дружбе. Пушкин учит нас видеть и пони­мать гармонию в человеческой жизни. Недаром он так ценит уди­вительную способность человеческой души — способность к любви и дружбе. Многие. .

Стихотворение И. А. Бунина «Ночь» Великий прозаик Бунин писал стихи всю свою жизнь, хотя и написал когда-то: «Поэзия темпа, в словах невыразима». Ему как раз удавалось выразить в словах малейшие оттенки человеческих чувств, всю свою. .

Мое любимое стихотворение Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как «Стихотворения, посвященные русским детям» , «Школьник» , «Плач детей» и многие другие. .

Тема любви в лирике Пушкина Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин. .

Анализ стихотворения Пушкина «Земля и море» Стихотворение «Земля и море», созданное в 1821, впервые было опубликовано через четыре года в журнале «Новости литературы». При его написании Пушкин ориентировался на идиллию древнегреческого поэта Мосха, жившего во втором. .

На тему: МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Как объяснить всенародную любовь русских людей к Алексан­дру Сергеевичу Пушкину? Не будем искать объяснения, а только скажем: в России нет такого человека, который бы не знал, кто такой Пушкин. Необъятный. .

Стихотворение А. А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна…» Осенью 1913 года А. А. Блок впервые увидел на сцене в роли Кармен оперную певицу Любовь Александровну Дельмас высокую красавицу с пышными рыжими волосами. Она так соответствовала своей героине, была. .

Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка на Кавказ. 1837 год В январе, 27 числа, на Черной речке в окрестностях Петер­бурга состоялся поединок Пушкина с Дантесом. В тот же вечер по городу распространился слух о смерти Пушкина. На следую­щий же день. .

Стихотворение «Silentium!»; Стихотворения Тютчев Ф. И Стихотворение «Silentium!» Вселенная в стихотворениях Федора Ивановича Тютчева — это бездна, в которой человек потерян и разбит о громаду этого мира, беззащитный и слепой. Но каждая душа — сама по. .

План сочинения — Дворянство в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Дворянство в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление Дворянство — это то сословие, к которому принадлежал сам Тургенев и которое он лучше всего знал. В повестях и. .

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» В стихотворении есть «событийный» сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного «глаголом жечь сердца людей»; что в нем есть действующие лица: поэт, шестикрылый серафим, бог;. .

Отзыв на стихотворение Средь шумного бала, случайно В стихотворении Алексея Константиновича Толстого «Средь шумного бала, случайно…» присутствует «призрачность», тайна и неопределенность. Девушка-загадка будто находится за какой-то завесой, отгораживающей ее от лирического героя. Он сам «нарисовал» себе образ. .

Измеменения взглядов Базарова по роману Отцы и дети В произведении Тургенева «Отцы и дети» описано время, когда люди разделились на 2 половины. Одна половина поддерживали любые реформы, а вторая — все отрицала. Таких людей прозвали нигилисты. И одним. .

Замысел и сюжет романа Тургенева «Отцы и дети» Замысел романа. Споры о нем. Четвертый по счету роман Тургенева «Отцы и дети» подводил итог большому периоду в творческой деятельности писателя и открывал вместе стем новые перспективы художественного осмысления переломного. .

Анализ стихотворения Пушкина «Предчувствие» Анна Алексеевна Андро познакомилась с Пушкиным в конце 1810-х годов. Чувствами к умнице, красавице и талантливой музыкантше поэт воспылал гораздо позже — ближе к концу 1820-х. Причем намерения у него. .

Стихотворение Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» Поэт напоминает, что интересна и увлекательна не только профессия моряка, но и скромная профессия смотрителя маяка, без которого плохо бы пришлось кораблям в море, когда в море «шторм и вой». .

Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — дар жизни. » Я помню чудное. .

Ссылка на основную публикацию
×
×